Главная

Учреждение здравоохранения
«Березинская центральная районная больница»


Семья - древнейшая и уникальная ячейка общества

Семья - древнейшая и уникальная ячейка общества, союз двух и более людей

Уникальность заключается в том, что этот союз нескольких людей (муж и жена, дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают теснейшие взаимоотношения и определенные бытовые и житейские обязательства.

В каждой семье между супругами, другими ее членами время от времени могут возникать различного рода разногласия, столкновения, ссоры, перерастающие порой в серьезные конфликты.

Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15-20% фиксируют наличие «ссор» по разным поводам.

Конфликты в семье создают психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

И как результат может возникнуть насилие в семье- реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Насилие в собственном смысле слова есть действие, на которое в принципе не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено.

Насилие следует отличать от природной агрессивности , воинственности, представленных в человеке в виде определённых инстинктов.

Под насилием чаще всего подразумевают физическое воздействие. Однако не следует забывать о том, что человек- существо не только телесное, но и духовное, поэтому психологическими средствами его, будь то ребёнок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.

Домашнее насилие происходит между близкими людьми: мужем и женой, родителями и детьми и представляет собой повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного или экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого.

Поговорим о насилии над детьми. Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение с ребёнком принимает шесть основных форм:

  • Отвержение- отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребёнка в форме, выражающей сильную неприязнь.
  • Отказ в эмоциональном отклике. Это пассивная форма отказа ребёнку в тёплых чувствах.
  • Унижение. Публичное, в присутствии других людей, унижение ребёнка или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ. В результате самооценка и самоуважение ребёнка снижаются.
  • Запугивание. Принуждение ребёнка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому поселяют в душе  ребёнка глубокий страх.
  • Изоляция. Запрещение ребёнку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях также может быть формой психологического насилия.
  • Эксплуатация. Использование ненависти или слабости ребёнка. Наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Причины  проявления насилия:

  • Социокультурная.
  • Индивидуальный пример.
  • Травма детства.
  • «Компенсация» неудовлетворённости своей жизни.
  • Личностные особенности.

Последствия жестокого обращения с детьми:

  • Для детей до 3-ёх лет: фобии, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • Для дошкольников: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; в поведении отмечается регрессия, отстранённость, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
  • Для детей младшего школьного возраста: сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечается отстранённость от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо необъяснимая разговорчивость.
  • Для детей 9- 13 лет: то же, что и для детей младшего школьного возраста, а так же депрессия, чувство потери ощущений; противоречивое поведение, манипулирование другими детьми.
  • Для подростков: отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и свое роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений, нарушения в сексуальных нарушениях с портнёром.

Примерная схема работы с семьёй включает следующие элементы:

  • С учётом информации, выявленной на первичном приёме, определяются такие цели психотерапии, как улучшение психоэмоционального состояния ребёнка; формирование «помогающей» среды в школе и в семье. На основании этого составляются следующие блоки программы:
  • Установление доверия с матерью и, опосредованно, с её родителями.
  • Формирование у них позитивных перемен в результате психологической работы с ребёнком
  • Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь матери в выборе школы для ребёнка, где он мог бы получить поддержку классного руководителя и школьного психолога.
  • Психотерапевтическая помощь ребёнку с использованием различных подходов.
  • Индивидуальная психотерапия матери.

Можно ли предупреждать супружеские конфликты и насилие в семье?

Полностью избежать супружеских ссор, временных обид практически невозможно. Но предупредить крупные конфликты, приводящие к разрушению супружеского союза, семьи, можно и нужно.

Для этого с обеих сторон необходимо придерживаться незыблемых правил:

  • Уважать себя, а тем более другого. Помнить, что он (она) самый близкий для тебя человек. Стараться не копить обиды и грехи, а сразу реагировать на них.
  • Сохранять нормальные сексуальные отношения в семье.
  • Не делать замечаний друг другу в присутствии посторонних.
  • Не преувеличивать свои способности и достоинства, не считать себя всегда и во всём правым.
  • Больше доверять и сводить к минимуму ревность.
  • Сохранять верность, не предавать друг друга.
  • Быть внимательным, уметь слушать и слышать супруга.
  • Не опускаться, заботиться о своей физической привлекательности, работать над исправлениями своих недостатков.
  • Относиться к увлечениям супруга(и) с интересом и уважением.
  • Находить время для кратковременного отдыха друг от  друга. Это поможет снять эмоциональную перенасыщенность общением.